Старая узкоколейка Ногинска

Тип статьи:
Авторская

История узкоколейной дороги в Ногинске

История Ногинской узкоколейки берет начало с развития Богородско-Глуховской мануфактуры (бумагопрядильной фабрики). Для работы машин этого предприятия требовалось топливо. Ближайшим его источником были торфяники: Дальнинский, Рюминский, Масловский. Разработка залежей полезного ископаемого началась в 1880 году, но только через 30 с лишним лет, с началом работ по строительству электростанции в городе Электрогорск и увеличением объемов добычи торфа было принято решение возвести железную дорогу для доставки топлива к мануфактуре и ГРЭС.

старая узкоколейка Ногинска

От основания до Октябрьской революции

Узкоколейка, которая соединила Дальнинский торфяник и ГРЭС была построена в 1912 году. Первоначально она имела ширину колеи 600 мм и обслуживалась всего двумя паровозами мощностью по 50 л. с. (тип неизвестен), которые таскали вагонетки, груженные торфом. Работала дорога всего 2,5 месяца – с 1 мая по 8 или 15 июля. Для вывоза топлива использовались 32 вагонетки, а для перевозки пассажиров – 1 специальный вагон. Проезд для людей, которые не работали на добыче полезного ископаемого, стоил 30 копеек.

Узкоколейка была построена, как наиболее простой и дешевый способ доставки топлива. Она очень легко прокладывалась почти в любых условиях и не оказывала значительное давление на грунт. В начале XX века грузовые автомобили только покинули заводские цеха и были очень ненадежные. В отличие от железной дороги нормальной (шириной 1524 мм) колеи, узкоколейка не требовала строительства массивных насыпей и дорогостоящих станционных сооружений. Паровозы такой дороги работали на торфе, воду брали из ближайших речек при помощи длинных шлангов и ручных насосов (а иногда и простых ведер) и не нуждались в сложном техническом обслуживании.

Во время первой мировой войны прокладывались новые участки магистрали. В 1915-1917 годах на узкоколейке использовался труд военнопленных солдат немецкой армии. Добыча торфа увеличивалась, так как электричество было нужно для заводов, которые возводились в Москве и Подмосковье.

1917-1945

Во время гражданской войны объемы добычи топлива резко снились из-за участия большинства рабочих в боевых действиях. Только в 1929 году был достигнут уровень добычи 1913. В 20е годы прошлого столетия (приблизительно в 1927) железная дорога была переделана с колеи шириной 600 мм, на более распространенный тогда стандарт в 750 мм. Это было связано с переходом советских паровозостроительных заводов на выпуск локомотивов с таким расстоянием между колесами. Магистраль была объединена с несколькими соседними узкоколейками. Таким образом была создана возможность движения по линии Электрогорск – Ногинск, через Тимково и Дальнюю.

Узкоколейка Ногинска на старых картах

Во время Великой Отечественной Войны железная дорога продолжала функционировать. Большую часть мужчин с нее призвали на фронт. Заменили представителей сильного пола женщины. При этом нагрузка на ГРЭС имени Классона и узкоколейку, которая поставляла топливо для нее, только увеличилась, так как оборудование нескольких электростанций, расположенных в северной, западной и восточной частях Московской области было демонтировано и перевезено в неоккупированные районы страны (за Урал). Работа на торфодобыче и перевозке топлива продолжалась круглогодично.

После Великой Отечественной Войны

После Великой Отечественной Войны узкоколейка начала интенсивно развиваться. Была проложена линия во Владимирскую область (Покровский район). Тогда же появилось постоянное пассажирское движение на магистрали. Периодом максимального развития дороги стали 60е-70е годы прошлого века, когда по ней перевозили не только торф, но и другие грузы.

Закрытие и развал узкоколейки

Решение о полном закрытии железной дороги было принято в 1985 году, когда ГРЭС им. Р.Е. Классона была модернизирована и переведена на газ. Однако за несколько лет до этого началась разборка путей на металл. Несколько участков дороги оставались в рабочем состоянии до 1994 года. На них оставалось хотя минимальное (1 поезд раз в 3-7 дней) движение. По свидетельствам некоторых очевидцев пассажирские составы по линии Электрогорск – Дальняя ходили до 1998 года.

Нынешнее состояние

Сейчас от узкоколейки остались только руины. Из капитальных зданий сохранились только стены депо возле деревни Дальняя. В 1994 на бывшей станции этого населенного пункта оставался паровоз, но его позже украли. Узнать остатки бывшей железной дороги можно по прямым ровным просекам, которые остались в лесах Ногинского района или по небольшим (до 2 метров высотой) насыпям, по которым проходят только тропинки. Иногда возле Мамонтово или Дальней можно обнаружить остатки шпал. Рельс на трассе почти не осталось – все разобрали искатели металла. На реке Шерна, в нескольких километрах южнее Мамонтово можно обнаружить опоры моста узкоколейки.

Точно указать где проходила узкоколейка почти невозможно. Значительная часть участков регулярно перекладывалась и перемещалась с одного участка разработки торфа на другой. Остались только проселочные дороги и просеки, по которым пролегали основные ходы дороги.

Остатки депо

Подвижной состав, который использовался на дороге

На железной дороге использовался подвижной состав типов:

  • Паровоз серии 159 – паровоз с опорной базой из 4-х колес, который использовался почти на всех узкоколейках, которые существовали до 1941 года;Паровоз серии 159
  • ЭСУ2а – мобильная электростанция мощностью 60 КвА, которая выпускалась на Губинском заводе в 1972-1988 годах.Этот агрегат мог работать в качестве тягового и маневрового локомотива, даватьток для механизмов и машин, которые использовались при укладке железнодорожныхпутей и добыче торфа
  • ТУ2 – самый распространенный советский узкоколейный тепловоз. На него устанавливалась дизель-генераторная установка, а кабина с оборудованием, как у «больших» локомотивов позволяла пересаживать машинистов с обычных железных дорог без переподготовки;Тепловоз ТУ2
  • ТУ7 – облегченный тепловоз с двигателем мощностью 400 л.с… Он мог ездить по путям, которые уложены на топкие болотистые грунты и таскать до 40 вагонов с торфом.
0
1309
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...